Пятница, 03.05.2024, 16:57
Приветствую Вас, Гость

Согласно 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 17. "Формы получения образования и формы обучения" образование в Российской Федерации может быть получено:


1) В традицонной, очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

2) В иных формах: индивидуальный учебный план, семейное образование, заочное, очно-заочное образование,обучение на дому, сетевая форма реализации общеобразовательных программ

Подробнее об иных формах читайте ниже 


Индивидуальный учебный план, ускоренное обучение 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. При построении индивидуального учебного плана можно использовать модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.

Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен со 2 класса.

Индивидуальный учебный план для учащихся составляется на основании написанного заявления от родителей (законных представителей) или учащихся на период указанный в заявлении. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углублённое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются от родителей (законных представителей) в течение учебного года до 15 мая. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом директора образовательной организации.

При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практических и лабораторных занятий и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены:

  • одаренным детям;
  • детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучающимся, не ликвидировавшим в установленные сроки академические задолженности с момента ее образования.

Особенности обучения по индивидуальному учебному плану на разных ступенях образования

С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования предусматривает:

  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования может предусматривать:

  • увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
  • организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.

Реализация индивидуальных учебных планов на ступенях начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования сопровождается тьюторской поддержкой.

Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана среднего общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.

С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать:

  • увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
  • организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.

Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.

В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 5495 часов при пятидневной учебной неделе.


Семейное образование

Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.

Также следует отличать семейное образование от экстерната, поскольку учащиеся на семейной форме обучения могут являться учащимися конкретной школы со всеми правами и обязанностями, между родителями и директором этой школы заключается договор, а за обучение в семье родителям выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством.

Согласно действующему законодательству, решение о переводе учащегося на семейное обучение принимается родителями ребенка или лицами, их заменяющими (законными представителями). Они имеют законодательно закрепленное право перевести ребенка на такую форму обучения с любого класса.

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона ФЗ-273 ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.


Заочное, очно-заочное образование

Заочное обучение предполагает самостоятельное освоение основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Основной формой организации учебной работы по заочной форме обучения являются индивидуальные консультации, самостоятельная работа обучающихся, экзамены с возможным использованием дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей.

При очно-заочной форме обучения предметы, изучаемые очно, обучающиеся посещают согласно установленному расписанию. В ходе очной формы обучения осуществляется текущий контроль усвоения программного материала, прохождение промежуточной аттестации и перевод по итогам учебного года. Количество часов по очной форме при очно-заочной форме обучения зависит от возможностей штатного расписания школы. При очно-заочной форме обучения учебные предметы, обозначенные в учебном плане как заочная форма обучения, обучающиеся осваивают самостоятельно. По предметам, изучаемым в заочной форме, обучающиеся получают индивидуальные консультации. Количество консультаций определяется возможностями штатного расписания школы.

В своей деятельности по реализации очно-заочной формы обучения образовательные организации должны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Минобрнауки России, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании, локальными актами образовательной организации.

В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 

Образовательные организации в очно-заочной форме обучения реализуют общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования.

Взаимоотношения родителей (законных представителей) обучающегося по очно-заочному обучению и школы регламентируются Договором установленного образца.

Зачисление обучающегося на очно-заочную форму обучения производится на основании личного заявления его родителей (законных представителей) и предъявлении документов, установленных Уставом образовательной организации.

Прием заявлений и зачисление в школу на очно-заочную форму обучения производится как до начала учебного года, так и в течение учебного года и оформляется приказом по школе.

Обучающиеся, перешедшие из других образовательных организаций, могут приниматься в соответствующий класс на очно-заочную форму обучения в течение учебного года с учетом представления документов, подтверждающих усвоение ими пройденного программного материала в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Образовательная организация осуществляет образовательный процесс в очно-заочной форме обучения в соответствии с тремя уровнями общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта:

  • первая ступень 1-4 классы – начальное общее образование;
  • вторая ступень 5-9 классы – основное общее образование;
  • третья ступень 10-11 классы – среднее общее образование.

Содержание общего образования в очно-заочной форме обучения определяется образовательными программами.

Образовательный процесс в образовательной организации на очно-заочной форме обучения регламентируется учебным планом и расписанием занятий, разработанными и утвержденными образовательными организациями самостоятельно.

Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Домашние задания обучающимся предлагаются, исходя из педагогической целесообразности, с учетом возможности их выполнения в пределах времени, установленного санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

Документационное обеспечение очно-заочной формы обучения производится на основе номенклатуры школьного делопроизводства для дневной (очной) формы обучения.


Обучение на дому

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Это форма рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных организаций, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательной организацией, в которой обучается данный ученик.

Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательной организации, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении педагога, который будет заниматься с ребенком, преимущество отдается педагогам, работающем в данном классе.

Аттестация и перевод ребенка, который обучался по индивидуальному плану на дому, осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Между школой и родителями (законными представителями) обучающегося на дому заключается договор об оказании образовательных услуг в форме обучения на дому.

Школой обучающимся на дому предоставляются бесплатно в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

На основании заключения медицинской организации по заявлению родителей (законных представителей) и в целях социальной адаптации обучающиеся на дому вправе участвовать во внеурочных и внеклассных мероприятиях.

По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на дому при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером обучение на дому может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий.


Сетевая форма реализации общеобразовательных программ

Сетевая форма реализации образовательной программы – форма организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающая возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций.

Сетевая форма реализации образовательных программ используется образовательными организациями в целях достижения планируемых образовательных результатов, предусмотренных соответствующими образовательными программами.

Сетевая форма реализации образовательных программ может сопровождаться применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Порядок организации и использования сетевой формы реализации конкретных образовательных программ, взаимные права, обязанности и ответственность основной и ресурсных организаций определяются соответствующими договорами между указанными организациями.